После отправления поезда проводник раздает комплекты постельного белья (простыни, пододеяльники, наволочки, полотенца), и пассажиры сами заправляют свои места. Обычно в современных поездах, особенно в нефирменных, заправляются только верхние полки (иногда). При необходимости можно попросить проводника заправить вашу постель — эта услуга включена в стоимость билета. Проводник также обязан собрать постель за полчаса до прибытия на вашу станцию.
Если вам нужно проехать всего несколько часов или вы не планируете спать, в плацкарте можно не брать постельное белье, так как оно уже включено в стоимость всех билетов на вагоны классом от купейного и выше. При покупке билета через интернет нужно снять галочку при заполнении данных, а в железнодорожной кассе сообщить кассиру об этом. Однако в этом случае подушка и матрас вам не положены. Их можно приобрести у проводника, если планы изменились.
К каждому матрасу и подушке добавляется одеяло, что актуально не только зимой, но и летом, когда кондиционер в вагоне работает слишком интенсивно. Обычно они находятся на верхних багажных полках или в первом купе плацкарта. Проводник обязан предоставить их по вашему запросу.
Совет: в любом случае возьмите с собой беруши, особенно если едете в плацкарте, где постоянно шумно — пассажиры входят и выходят, дети играют и кричат, а кто-то решает кроссворды вслух, привлекая внимание половины вагона. Но наибольшая проблема — это сосед, который храпит громко и неприглушённо. И не так уж важно, в плацкарте он храпит сильнее или в купе.
Если вам досталась вторая полка без специального барьера и вы опасаетесь упасть, попросите у проводника ремень безопасности.
Стакан и чайная ложка из знаменитого подстаканника проводник должен дать вам независимо от того, покупаете ли вы чай.
Использование горячей воды из вагонного бойлера также включено в стоимость билета и доступно без ограничений.
Также вы можете попросить проводника о предоставлении иглы и ниток, за что дополнительной платы не требуется.
Мало кто знает, что по вашей просьбе проводник бесплатно предоставит настольную игру (чаще всего шахматы), которая поможет скоротать время в поездке. В некоторых фирменных поездах на столиках уже нанесена шахматная доска.
Как зарядить телефон, планшет или ноутбук
Подзарядка гаджетов также предоставляется бесплатно. Главное — знать, где найти розетки. В современных вагонах они расположены под столами в каждом плацкартном купе, обычно их четыре. В фирменных поездах розетки могут быть даже у боковых мест. Однако есть составы, где розетки находятся только в двух плацкартных отсеках — втором и восьмом. В таких случаях полезно иметь тройник: очередь за розетками может быть длинной, и график зарядки гаджетов бывает расписан на несколько часов вперёд — управляющий этим процессом сидит рядом со своим местом.
Есть также розетки в начале и конце вагона, но оставлять там гаджеты без присмотра небезопасно, и придётся стоять рядом. Иногда розетки могут не работать, в таком случае следует попросить проводника включить их.
Кто выиграет в борьбе за место для багажа под нижней полкой
Где можно выпить и покурить
В поезде запрещено употребление алкоголя. Все вагоны регулярно контролируются сотрудниками полиции, заботящимися о порядке. Исключение составляет только вагон-ресторан, где допускается употребление напитков с крепостью до 16 градусов.
Курение в поезде строго запрещено в любых местах, включая тамбур. Разрешено только на платформах в специально отведенных местах во время остановок.
Где можно помыться
В специальных дальнемагистральных поездах за дополнительную плату доступен душ (информацию можно уточнить у проводника). Услуга стоит 150 рублей. За дополнительную плату предоставляется комплект полотенец, гигиенические средства и одноразовые тапочки.
Кто может посетить бизнес-зал
На некоторых вокзалах есть специальные комфортные зоны — бизнес-залы. Доступ в них открывается по паспорту за три часа до отправления поезда. Владельцы билетов повышенного класса могут бесплатно посещать бизнес-залы. Список классов обслуживания доступен на сайте. Кроме того, доступ возможен по премиальной банковской карте в зависимости от предоставляемых бонусов.
Как вернуть забытые вещи
Если вы забыли ценные вещи в поезде, обратитесь в Единый информационный центр ОАО «РЖД» по бесплатному номеру телефона 8 (800) 775-00-00.